Три игры: домино, морской бой, крестики-нолики

Три игры: домино, морской бой, крестики-нолики
978-5-4439-2336-9
978-5-4439-0667-6
Издательство МЦНМО

Собранные из разных источников, эти задачки не требуют никаких знаний математики или физики, даже в рамках школьной программы. Необходима только сообразительность и немного чувства юмора.

В книге более двухсот симпатичных задач и головоломок, серьезных и шуточных, которые чередуются с забавными историями и рассказами.

полистать litres




Среди игр, которые принято называть настольными, интеллектуальными, умными или логическими, есть немало таких, которые давно вышли на профессиональный уровень, являются признанными видами спорта, у них есть своя история, теория, стратегия и тактика. По этим играм проводятся различные соревнования, в том числе чемпионаты мира, в них имеются видные мастера, выдающиеся чемпионы и даже яркие звезды. Примерами служат шахматы, стоклеточные шашки, го, карточные игры — покер и бридж, ряд игр, ставших национальными видами спорта (китайские шахматы, нарды, отелло). Вы можете не играть в шахматы, но наверняка слышали имена шахматных королей прошлого — Алехина, Капабланки и Ботвинника, чемпионов мира второй половины ХХ века — Таля, Фишера, Карпова и Каспарова или современных королей Крамника и Ананда.

Однако обо всех упомянутых играх в нашей маленькой книжке речь не идет, каждой из них посвящена своя обширная литература. Но немало и таких настольных игр, которые не являются столь серьезными, а относятся к разряду занимательных, это просто полезный досуг. Между тем данные игры достаточно распространены, в разном возрасте ими увлекаются очень многие. Три игры, включенные в данную книгу, — домино, морской бой и крестики-нолики, пожалуй, наиболее популярны из них.

В домино сражаются как школьники, так и пенсионеры — в хорошую погоду во дворе они часами «забивают козла». Морской бой — приятное времяпрепровождение на скучных уроках. И крестики-нолики — весьма распространенное развлечение: на доске 3 × 3 в них могут играть и дошкольники, за игрой «пять в ряд» на листе клетчатой бумаги свободное время иногда проводят студенты, а по игре рэндзю («пять в ряд» с дополнительными условиями) проходят интересные турниры (в Японии даже есть гроссмейстеры рэндзю). Три из наших игр имеют немало разновидностей, модификаций, некоторые из них рассмотрены в книге. Однако цель ее — не только спортивная. Разумеется, простые правила игры в домино, морской бой и крестики-нолики здесь в книге описаны, но, что примечательно, у этих игр есть одно важное свойство — все они служат удобным источником для придумывания интересных математических задач и головоломок. Это и понятно: точные и четкие правила игр, и каждая из них содержит математические тонкости.
В основе домино лежат арифметические, цифровые нюансы, а сами кости — тоже подходящий объект для головоломок. Морской бой обладает определенными геометрическими тонкостями. Наконец, крестики-нолики объединяют в себе и арифметические, и геометрические нюансы. Возникающие задачи содержатся в разных занимательных изданиях и олимпиадных сборниках. Для данной книги мы выбрали 30 наиболее интересных математических задач и головоломок — и простых, и сложных, — по 10 для каждой из трех игр (в конце глав приводятся подробные решения).
Итак, читатель данной книги, с одной стороны, получит возможность вспомнить об особенностях трех известных интеллектуальных игр, популярных среди школьников, а с другой — познакомится с несколькими десятками интересных математических задач и подходов, имеющих
прямое отношение к этим играм — домино, морскому бою и крестикам-ноликам.


Вот еще одна разновидность морского боя. Игра протекает на шахматных досках 8 × 8; каждый из двух игроков разбивает свою доску на четыре произвольные части, состоящие из одинакового числа полей — 16. На рис. 2.3 показаны четыре варианта разбиения доски. Ход состоит из четырех одновременных выстрелов по произвольному квадрату 2 × 2, например по полям б5, б6, в5, в6 (на рисунке помечены крестиками). Обстреливаемый игрок сообщает номера тех частей, в которые произошло попадание, не указывая при этом, какие поля каким частям принадлежат. В данном случае ответ будет такой:
2, 2, 2, 3 (рис. 2.3а); 1, 1, 2, 2 (рис. 2.3б); 2, 2, 3, 4 (рис. 2.3в); 2, 2, 3, 3 (рис. 2.3г).
После каждого хода партнер делает определенные выводы о возможном разбиении неприятельской доски и выбирает следующий ход. Побеждает тот, кто первым определит, на какие части противник разбил свою доску.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *