Задачник по истории науки. От Фалеса до Ньютона

Задачник по истории науки. От Фалеса до Ньютона
978-5-4439-1170-0
Издательство МЦНМО

«Прошлое интересует нас не потому, что оно прошло, но потому, что, уходя, не умело убрать своих последствий»

В.О.Ключевский

600 задач по истории науки от античности до XVII в., основные события истории науки, краткие обзоры развития науки в разные века у разных народов

полистать mccme





«Дважды два –– четыре» –– это равенство знает каждый первоклассник. Он записывает его цифрами на бумаге –– в тетради, с помощью авторучки. Значит, кто-то где-то когда-то изобрел авторучку! Кто-то открыл способ изготовления бумаги! Кто-то впервые сшил бумажные листы в тетрадь! Кто-то изобрел знакомые нам цифры! Кто-то первый узнал, что дважды два –– четыре!
Кто, когда, где и, главное, как это сделал? Как возник замысел этих открытий и изобретений? Какие препятствия пришлось преодолеть изобретателю? Как люди занимались арифметикой до того, как появились привычные нам цифры и бумага? Кто придумал эти слова: цифры, арифметика, математика, школа? Всегда ли они означали то же, что сейчас? Ясно, что эти вопросы относятся к той области, где властвует наука история. Но найти ответы на них в школьном учебнике истории трудно; не легче отыскать их в учебниках математики или физики. Что же делать? Автор этой книги решил, что нужно написать еще один учебник или задачник, посвятив его истории человеческой мысли.
Пусть каждый школьник или студент, взглянув на часы в ожидании конца занятий, сможет вспомнить добрым словом славного голландца Христиана Гюйгенса, который изобрел первые точные часы с маятником –– а для этого составил и решил первое дифференциальное уравнение. Он же первый увидел кольцо Сатурна в самодельный телескоп, а потом стал первым президентом Парижской академии наук. Такой человек достоин нашей памяти не меньше, чем его знаменитые современники:Оливер Кромвель и Богдан Хмельницкий, патриарх Никон и Исаак Ньютон. Не зря сэр Исаак, не отличавшийся скромностью, одного Гюйгенса считал равным себе среди ученых!
Именно так –– в виде цепочки новых фактов или новых смыслов в привычном круге явлений –– рисуется нам история науки и техники за последние двадцать шесть веков. Все эти факты и смыслы связаны воедино делами людей –– любознательных и упрямых, готовых совершить многолетний упорный труд или быстрый подвиг мысли ради того, чтобы увидеть или понять нечто новое, неведомое никому прежде.
Школьные уроки физики и химии, географии и биологии, математики и истории знакомят нас с научными открытиями, готовят к пониманию трудов и чувств тех людей, которые их совершили. Остается самая малость: включить эти знания в общую картину истории человечества.
Опыт убедил автора в том, что жанр задачника лучше всего подходит для такой цели, поскольку каждая задача –– это сценарий диалога между учащимся и природой или, на худой конец, –– между учеником и учителем. А диалог и слушать интереснее, чем монолог, и запоминается он лучше, так как пропитан страстями спорящих.
978-5-4439-1170-0 pic1

978-5-4439-1170-0 pic2

978-5-4439-1170-0 pic3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *