Как стать внимательнее и избежать ошибок

Название этой книжки немного обманчивое. Нам обычно кажется, что «стать внимательнее» – значит сосредоточиться и таки стать внимательнее. Учителя так часто и говорят школьникам: «Будь внимательнее». Как будто можно пожелать и стать внимательнее. Пользы от такого совета столько же, сколько от совета «Будь умнее» или «Будь сильнее». Есть и еще одна проблема: Многие ошибки «по невнимательности» только притворяются таковыми, а на самом деле они от непонимания, и одни от других отличить нелегко.

Вот задача: «На 1000 зонтиков в среднем приходится 24 некачественных . Какова вероятность того, что купленный в магазине зонтик качественный?» Если школьник дал ответ 2,4% – это почему? Потому что не заметил частицу «НЕ» (это действительно распространенная ошибка по невнимательности)? Или потому что в таких задачах всегда, не задумываясь, делит меньшее число на большее и записывает в ответ – и обычно прокатывает?

До старших классов школьники любят объяснять свои ошибки невнимательностью. Если сказать, что не знаешь как решать, то заставят учить. А если сказать, что это невнимательность, то достаточно пообещать, что в следующий раз будешь внимательнее.А вот при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ проблема становится серьезной: бывает так, что сильные ученики, которые решают сложные задачи, иногда теряют баллы на простых; не по незнанию, а по невнимательности.

Клятвы «быть внимательнее» не работают. Что же делать? Например, летчикам и хирургам раздают специальные чек-листы, по которым нужно проверять готовность к вылету или к операции. Их не учат быть внимательнее – это нереально; им в руки дают инструмент, чтобы не ошибаться.

В этой книжке я собрала разные лайфхаки: как вести записи, чтобы предотвратить появление ошибок по невнимательности, и как проверять себя, чтобы исправлять уже появившиеся. 
ПОЛИСТАТЬ